– один из немногих видов одежды, который на протяжении веков продолжают носить в повседневной жизни. В индийских легендах ткань олицетворяется создание Вселенной. «» (нить) является основой, а «» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Само слово «сари» происходит от санскритского «сати», что означает ткань.
По сари можно определить касту человека, место на социальной лестнице, религию и регион. Также можно выделить подвиды сари, например, «дхоти», которое происходит с древних времен и носится сегодня исключительно мужчинами. Оно обворачивается вокруг каждой ноги; Ганди носил дхоти. Есть сари, которые закрывают лишь нижнюю часть тела - «вэшти». Некоторые завязываются ниже груди. Соотношение закрываемых частей тела варьируется в зависимости от региона. Например, тамильские женщины носят одежду, которая тщательно закрывает ноги. В Махарастре верхняя часть тела и голова закрыты, а ноги иногда открыты до верха колена. Стиль одежды зависит также от рода деятельности. Многие женщины дома или на улице носят длинные сари, а во время работы - короткие.
– это, прежде всего, кусок ткани длиной от 6 м. до 10 м. и шириной от 60 см. до 1,3 м.; иногда сари по всей длине обшивается хлопковой лентой в тон. Сари носят с короткой блузкой - чоли, и с длинной нижней юбкой. Сари изготавливается из сплошного куска ткани, и изначально не предусматривало пошива или пуговиц, поскольку в индуизме одежда, пронзенная иглой, считается нечистой. Сари изготавливаются из хлопка, блестящего полиэстера или шелка, они могут быть покрыты узорами или быть однотонными, или же быть однотонными с отдельными орнаментами. Праздничные сари, которые иногда вышивают золотом, великолепны. Город Бенарес известен производством роскошных шелковых сари, зачастую покрытых серебряной или золотой вышивкой.
состоит из длинных брюк и туники или платья длиной три четверти, ниже колена. Сверху драпируется шаль. Пенджаби носят, в основном в северной части Индии. Брюки (сальвар) не должны быть узкими и обтягивающими. Платье (камиз) тоже должно быть свободным, рукава – длиною до середины плеча. Шаль (дупатта) должна быть длиной приблизительно два метра и шириной около 60-70 см. Она прикрывает вам не только грудь и руки, но и ноги, если вы сидите, ее также можно покрыть голову в случае необходимости. Одевать пенджаби намного проще и быстрее, чем сари.
- Зеленый, главным образом, является знаком принадлежности к мусульманской общине. В некоторых регионах Индии зеленые сари одевают на свадьбу. - Голубой традиционно считается цветом касты шудр (ремесленники, крестьяне, ткачи), поэтому его избегают представители высших каст (процесс добычи индиго рассматривается как особенно нечистый). - Красный цвет является цветом касты кшатриев (благородных воинов) и считается символом доброго предзнаменования. Это также наиболее распространенный цвет для свадебного сари. - Желтый цвет связан с религией и аскетизмом.
Смысл некоторых орнаментов: Часто встречающееся стилизованное изображение символизирует плодородие и изобилие. олицетворяет власть, силу и королевскую власть, но также связывается с водой и плодородием. - другой знак плодородия и изобилия, связывается со сверхъестественными способностями. символизирует божественные звуки.
Украшения
Индийские женщины очень любят украшения. Количество и материал, из которого изготовлены украшения, свидетельствуют о социальном положении женщины, ее кастовой принадлежности. И чем выше статус женщины, тем больше у нее украшений. Украшения переходят от матерей к дочерям, из поколения в поколения, дарятся многочисленными родственниками и друзьями, а также годами копятся "про запас".
Бинди – красновато-коричневая точка в центре лба, где, по мнению индусов, находится третий глаз. В древности символ этот наносили специальной краской, содержащей сандаловое масла и пепел.
Сейчас точка на лбу не обязательно должна быть красной, цвет бинди подбирается в тон одеянию и является в большей степени частью макияжа, поэтому использовать его могут и незамужние женщины. Форма и размер бинди подбирается под черты лица конкретной женщины.
Краска для бинди может быть кремообразной или в виде порошка, однако, во втором случае понадобится ещё масляная или восковая основа. Блестки и стразы можно приклеить специально предназначенным для этого клеем. Кстати, уметь рисовать вовсе не обязательно, ведь в продаже имеются уже готовые бинди-наклейки со стразами и камешками.
Однако, не стоит забывать и о том, что ношение бинди – многовековая традиция Индии, поэтому, соблюдая обычаи другой страны, следует проявить уважение к её истории и не использовать неподходящие для украшения символы. Ведь бинди – это символ мудрости и ума женщины
Волосы часто украшают живыми цветами, заплетают косу. В косу вплетают украшение из трех черных шнурков (для удобства заплетания), оканчивающихся красивыми подвесками (кистями яркого цвета, бархатными шариками, под цвет сари и т. д.). Оно называется "поранди", бывает и повседневным, и праздничным. Удлиняет косу, за счет свисающих в самом конце заплетания, длинных шелковых кистей, остальная часть - практически незаметна в волосах, так как соответствует цвету волос. Коса и прямой пробор в волосах - очень старинная традиционная прическа.
По старинной традиции, замужние женщины окрашивают свой пробор в волосах (пробор должен быть прямым) кумкумом (красная киноварь в порошке или пасте, которую держат в нарядной коробочке и обычно используют для "бинди")
С пробора женщины на лоб иногда свисает украшение в виде медальона на цепочке. Дизайн бывает разным: подвески, жемчужины, стразы. Форма - луны, солнца, ромба, узорная и другие. Держится такое украшение за волосы маленьким крючком в конце цепочки, ровно лежит в проборе, никуда не смещаясь (этому иногда способствует обычная "невидимка"). Другой вариант: такое же украшение пробора, соединенное с цепочками идущими от него в обе стороны вдоль линии лба. Оно - цельное, часто используется для классических и народных танцев, в зависимости от дизайна.
Серьги могут быть очень большими и с дополнительной подвеской к волосам. Держат их крючки, зацепляясь за волосы, помимо застежки в ухе. Если Вы видите индийскую женщину без сережек - значит, что-то случилось, или она еще не успела привести себя в надлежащий порядок. Но это никак не относится к уважаемым дамам религиозного характера, обычно не любящим украшения.
В ортодоксальных традициях женщины и девушки носят серьги "джомка" (эта форма напоминает полусферу), или "кольца". К кольцу может быть подвешена та же "джомка". Символизирует хранящие врата храма. В буддисткой трактовке - священную ступу. Нижний ободок традиционной "джомки" имеет подвески или жемчуг для выразительности на фоне темных волос. "Джомка" бывает очень многодетальной и многосложной, "ступенчатой", эмалевой, с серебром и накладными фрагментами.
Колечко в носу не является обязательным украшением. Иногда от него идет е цепочка (может, с подвесками), которая крепится крючком к волосам над ухом (это очень близко к народным индийским традициям и Временам блистательных королей и королев.) Таким образом, кольцо не разворачивается поперек лица.
В украшения обязательно входят браслеты стеклянные (так как замужние леди по традиции предпочитают именно - стеклянные), иногда вперемежку с золотыми. Их может быть очень много, они мелодично звенят при .
Руки женщины могут быть расписаны с обеих сторон ладоней хной - "мехенди", как и ступни. Обычно такие «украшения» используются на праздниках. Например, на свадьбах, и чем богаче, изысканнее, утонченнее узор на руках и ногах, тем красивей считается невеста и тем богаче будет жизнь с ней, и не только в материальном плане.
Браслеты на ноги - обычно это серебряные, "повседневные", или "праздничные", более широкие. Они имеют звенящие подвески, разнообразный дизайн и форму - переплетение "простое", "сложное", "спайку", "цепочку", "листики", "шарики", или цветную эмаль для окраски деталей. Золотые - встречаются значительно реже, к тому же они плохо сочетаются с популярными серебряными колечками на пальцах ног.
Серебряные колечки на пальцы ног имеют обязательно "разъем" с тыльной стороны и зажимаются на пальце, чтобы колечко не соскользнуло при ходьбе. Есть специальные "замужние" кольца, обычно это "двойные". Простое колечко – гладкое кольцо на втором пальце (на обеих ногах, конечно). Колечки более сложные - с дизайном центральной части, цветочком, узором, звенящей подвеской, на втором и третьем пальцах ног. Они могут быть из простого металла - крупные с цветной эмалью, с изображением павлина, круга с узорами, с резьбой и т. д.
Автор статьи - Ольга Жарникова, Театр Индийского Танца
Вернуться на Главную
|