hembryggt
 
 
Осознанное сновидение > Причина радикулита > Другие факторы

Другие факторы

Конечно, есть еще множество других факторов, способствующих возникновению радикулита, которые можно в большинстве предусмотреть и тем самым в значительной степени предупредить саму возможность развития заболевания. Например, есть, оказывается, в быту такое понятие - шоферская болезнь.
Было это давно. В кабинет поликлиники, где я принимал, вошел мужчина средних лет. Передвигался он слегка согнувшись в пояснице, небольшими шагами, стараясь во время ходьбы по возможности не поднимать стопы над полом. Вся его походка была какой-то настороженной. Аккуратно сел на кончик стула, но не откинулся на спинку, так и оставшись чуть согнувшимся с небольшим наклоном вперед.
- Вот, который уж раз, - пожаловался он. - Шоферская это болезнь. Скоро двадцать лет, как кручу баранку, И каждый год, почитай, два-три раза прихватывает. Раньше ничего. Впервые случилось лет шесть назад. Когда машина ремонтировалась. Стояли на яме. Там и сквознячок, и не разогнешься как следует. С тех пор и пошло. Чего только не делал.
Еше до осмотра было ясно: речь идет о радикулите, связанном с остеохондрозом. Типичные жалобы; типичные изменения выявились потом и при осмотре. Многое уточнила рентгенография позвоночника. Так что это была не какая-то особая "шоферская болезнь". Хотя водители-профессионалы, может быть, чаще других страдают этим заболеванием.
Водитель сидит в автомобиле почти весь свой рабочий день. И хотя работа у него сидячая, он при этом весь в движении. Плечевой пояс работает непрерывно - руки вертят "баранку". Ноги тоже все время заняты делом - то надо нажимать на газ правой ногой, то перенести ее на тормоз, то левой - "выжать" сцепление. Позвоночнику, хотя он, казалось бы, малоподвижен, тоже достается, особенно фиксирующим его мышцам. Ведь именно на позвоночник приходится постоянная большая статическая нагрузка. Как часто у водителей в дальней дороге немеет спина! Так и хочется, чуть отстранив ее от спинки сиденья, размять, потянуться. И ведь помогает. Вместе с тем на сравнительно малоподвижный позвоночник, постоянно прижатый к спинке сиденья, часто приходятся внезапные вертикальные нагрузки. Основная причина - неровности, выбоины на дороге. Здесь и нагрузка на наши "амортизаторы" - межпозвоночные диски, и на связочный аппарат, и на мышцы позвоночника, которые порой не успевают отреагировать на резкую встряску туловища.